m-studio-2007@mail.ru | +7(964)580-88-84

И все таки, что же такое “Ню”?

Понятие “Ню” появилось относительно недавно, от сокращения английского слова “nude”, хотя обнаженное тело используется в произведениях искусства очень давно. Давайте попробуем разобраться, что же это такое? Чем оно отличается от эротики или порнографии? В чем его красота и художественность?

Условно можно выделить несколько эпох, когда обнаженное тело в искусстве было широко распространено. Это эпоха зарождения VI-I в. до н.э (Древняя Греция), эпоха возрождения XV в., возвращение классицизма XVIII в., конец XIX начало XX в., конец XX в.

Глава 1. Зарождение искусства.

Считается, что родоначальниками этого жанра являются древние греки. Сочетание зарождавшихся математических наук с религиозной мифологией привело к интересным выводам: прекрасным может быть тело, пропорции которого подчиняются определенным математическим законам. И самые первые статуи (Аполлоны), выполненные в VI в. до н.э. совсем не похожи на те, которые принято считать классическими (рис.1, 2). Только в V в. до н.э. скульптуры приобретают плавность и реалистичность, а их пропорции становятся классическими в искусстве (рис. 3).

Спортивные состязания, столь популярные в Древней Греции, создали своеобразный культ атлетического тела. Чем больше человек занимается спортом, тем он более сильный, быстрый, ловкий. А следовательно ближе к божествам. Это нашло свое отражение в скульптурах. Поклонение божествам проявлялось в развитии собственного тела.

Поскольку большинство соревнований проводились в полуобнаженном виде, чтобы не стеснять движения участников одеждами, обнаженные скульптуры не рассматривались, как нечто необычное (рис. 4). Но, что характерно, для VI - V в. до н.э., обнаженными выполнялись только мужские скульптуры.

 

 

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

 

Женские фигуры делались в повседневных одеждах. Скорее всего это объяснялось религиозными причинами: нагота Аполлона была частью его божественности, а Афродите предписывалось быть в драпировках.

Обнаженная Афродита Праксителя (IV в. до н.э.) вызвала бурю возмущения, а натурщица Фрина подверглась обвинениям священнослужителей именно потому, что ее красота могла показаться побуждением к ереси, а не по соображениям морали [1]. Обнаженную Афродиту долго ассоциировали с восточными культами. Но тем не менее первый шаг был сделан. Не все мастера того времени решились на такой же революционный шаг, но стали появляться женские статуи, где драпировка не скрывает тело, а подчеркивает его достоинства и скрывает недостатки (рис. 5).

Следующим шагом стала обнаженная женская скульптура. Одной из самых известных статуй Праксителя, является Афродита Книдская, спускающаяся в священный бассейн (рис. 6) Далеко не все скульпторы поддержали это новшество. Но тем не менее обнаженная Афродита, или Венера, вошла в историю.

За пять столетий скульптурные фигуры достигли своего совершенства. Многие приемы, используемые современными художниками, работающими в жанре ню, были созданы именно тогда. Выведенное в бок бедро, придуманное для мужской фигуры, но с большим успехом используемое в женской (рис. 7). Такая схема автоматически создает контраст между дугой одного бедра, устремленной вверх, где она встречается со сферой груди, и плавным нежным изгибом расслабленной фигуры… [1]; Сложные формы фигуры, задающие направление взгляда (рис.8); Замкнутые симметричные группы, создающие ритмику произведению (рис. 9).

 

Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8

 

Мало найдется людей в развитых странах, которые не слыша ли бы о Венере Милосской (рис. 10). Она является венцом развития древнегреческого искусства, признана эталоном красоты во всем мире. Хотя, при беспристрастном взгляде, нельзя сказать, что она поражает воображение. Но эта скульптура освящена временем и поклонением многих миллионов ценителей искусства.

Падение Древней Греции привело к упадку и искусства. Скульптуры выбрасывались и разрушались. Они стали никому не нужны. На долгие 15 веков обнаженная натура ушла в забвение.

 

Рис.9 Рис.10

 

Хочется отметить еще один момент рассматриваемой эпохи. Обнаженные статуэтки и статуи делались не только в Древней Греции, но и в других странах. Но они в большинстве олицетворяют собой символ плодородия и выполнены в виде раздутых фигурок, с выделенными женскими признаками.

Наибольших успехов достигли мастера в Индии. Но это было уже Х в. Скульптуры индийских храмов, с современной европейской точки зрения, можно назвать порнографией. Эротизм в то время являлся частью индийской философии и обнаженные фигуры, изображенные в плотских наслаждениях, так же являются неотъемлемой частью истории Индии и мирового искусства.

 

 

Глава 2. Возрождение.

В европейское искусство обнаженная натура возвращается только в пятнадцатом веке. Развитие ремесел, разделение на сословия, улучшение уровня жизни привело к спросу на предметы искусства. Но 15 веков аскетизма, влияние христианства, наложило свой отпечаток. Обнаженная натура встречается только в религиозных сюжетах (Рис. 11 – Грехопадение, Хуго Ван дер Гоес, 15в.; Рис. 13 - Изгнание из Рая, Джованни ди Паоло, 15в.). Одними из первых, на изображение обнаженной натуры решились братья Лимбург. В 1410 г начат “Великолепный часослов герцога Беррийского”. На одной из страниц изображены сцены райской жизни (Рис. 12). Человеческие фигуры искажены, пропорции нарушены, что по мнению художников придавало образам неземные черты, небесность. Разумеется, что натуралистичное изображение человеческого обнаженного тела вызвало бы резкий протест Церкви. Данные же изображения проходили цензуру. Но именно они дали толчок к возвращению прекрасных форм… Постепенно возвращаются классические формы, пусть пока в религиозных сюжетах (Рис. 14 – Суд Париса, Джироламо ди Бенвенутто, 1500 г.).

 

Рис.11 Рис.12 Рис.13 Рис.14

 

Одной из первых картин, в которых языческая красота вернулась в мир, была картина “Весна” Сандро Ботиччели (Рис. 15). Несмотря на то, что Грации тоже не в полной мере соответствуют классическим пропорциям, тем не менее, в них появляются человеческие черты: женственность, эмоциональность.
Настоящую революцию произвели ряд мастеров, чьи имена и сейчас широко известны: Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Леонардо да Винчи…
Внимательное изучение античного искусства, в сочетании с утонченным чувством женской красоты, позволили Рафаэлю создавать волнующие и соблазнительные шедевры. Сочетание античных поз с плавностью линий придают произведению гармонию и совершенство. Фигуры его модели не обладают строгостью античных статуй, но они полны жизни и желания (Рис. 16 – Три Грации, Рафаэль, 1505г).
Как мы видим, позы человеческих фигур на картинах практически не претерпели изменений, по сравнению с древнегреческими статуями. То, что сейчас кажется естественным, в те времена находилось с трудом, и благодаря счастливой случайности. Найдя какой либо удачный прием, художник часто использовал его в своих последующих работах. Одной из таких находок стала поза, придуманная Тицианом для “Венеры Урбинской” (Рис. 17). Впервые модель по земному облокотилась на руку.
Эта картина вызвала скандал в обществе, поскольку на ней была изображена женщина легкого поведения. Публика не отрицала их наличие, но категорически была против выставления на всеобщее обозрение. Отличие от других картин заключалось в том, что впервые обнаженная женщина была изображена в интерьере и с вызовом и влечением взирала на зрителя.
Обнаженные фигуры на фоне пейзажа не вызывали таких споров, поскольку в этом случае женщины ассоциировались с нимфами, феями и прочими мифическими существами или явлениями природы. Примером такой символики является “Сельский концерт” Джорджоне (Рис. 18). При этом формы натурщиц весьма натуралистичны, несмотря на отдельные классические элементы.

 

Рис.15 Рис.16 Рис.17 Рис.18

 

ХVII в представлен одним из выдающихся художников своей эпохи – Питером Паулем Рубенсом. Его женщины максимально приближены к реальности. Формы, эмоции, свет. Но в то же время их отличает удивительная пропорциональность. Далеко не все художники, способны изобразить полное тело, чтобы зритель взирал на него с восхищением. Для сравнения можно взять работу П.П. Рубенса “Три Грации” (Рис. 19). Многие художники обращались к этому сюжету. И у всех он выглядит по разному, и вызывает разные эмоции. Молоденькие, сладкие девушки у Рафаэля, воздушные создания у Боттичелли, и зрелые женщины у Рубенса. И все они привлекательны по своему.
К XVIII веку искусство возвращается к классическим канонам. Фигуры становятся практически идеальными, позы максимально эстетичны. В качестве примера можно привести очаровательные работы Франсуа Буше (Рис. 20 – Мисс О’Мэрфи; Рис. 21 – Диана). В его картинах мир максимально идеализирован, а изображенные женщины необычайно привлекательны. Они живут в картинах своей жизнью и наслаждаются ей. На мой взгляд, именно такие работы оказали существенное влияние на появление академизма в 19 в.

 

 

Рис.19 Рис.20 Рис.21

 

Как мы видим, возвращение обнаженной натуры в искусство и ее дальнейшее развитие идет по пути очеловечивания. Безликие женские персонажи картин начала 15 в. превратились в соблазнительных, полных эмоций, покорителей мужских сердец. Красота спускается с небес, теряет божественный статус и становится человеческой чертой. Появляется и динамика (Рис. 22 – рисунок обнаженной, Аниббал Каррачи, 16 в.; Рис. 23 – Атлет, Микеланджело, 15 в.). К началу 19 в. обнаженная натура освободилась от всех сковывающих факторов и стала полноправным объектом внимания.

 

Рис.22 Рис.23 Рис.24 Рис.25

 

Но обнаженная натура появилась не только в высоком искусстве. На потеху знати художники рисовали и весьма фривольные картинки. И если в XVI в они отличались несколько вульгарной позой и жестами (Рис.24 – эротическая средневековая гравюра; Рис. 25 – Ночь. Ганс Себальд Бехам,  XVI в.), то к XIX в. превратились в аналог современной порнографии. (Рис. 26, XVII в; Рис. 27, XVIII в.) Причем баловались этим не только ремесленники средней руки, но и знаменитые мастера (Рис. 28, Скерцо, Микеланджело, 1512 г.). В XVIII в. подобные картинки стали иллюстрациями к серии книг (Рис. 29, книжная гравюра, Антуан Борель и Франсуа Эллюин, 1787 г.).

 

Рис.26 Рис.27 Рис.28 Рис.29

 

По иронии судьбы то, что сегодня является уголовно наказуемым деянием (изготовление и распространение порнографии), со временем стало предметом искусства, и многие экспонаты выставлены в музее эротического искусства.

Как Вы, может быть заметили, в этой главе ни слова не было сказано о скульптуре. Это совсем не означает, что этот вид искусства не развивался в эту эпоху. Напротив, целая плеяда великих скульпторов пополнила мир искусства своими произведениями: Микеланджело, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Клодион и многие другие. Их произведения достойны отдельного большого рассказа. А эта статья, посвящена фотографическому жанру “Ню”, появившемуся в конце 19 века. Как то исторически сложилось, что обнаженная натура в фотографии называется “Ню”, в живописи – “Обнаженная натура”. В этих двух главах рассматривалась предыстория зарождения фотографического искусства. Древнегреческое искусство оказало сильное влияние на средневековое. Его развитие к 19 веку и сформировало основные положения нового искусства. Не последнюю роль сыграла и высокая реалистичность фотографии. Но об этом – в следующих главах…

 

 

Глава 3. Ню в 19 - начале 20 века.

Мы остановились на том,  к началу 19 в обнаженная натура стала самостоятельным  объектом в произведениях искусства. Появилось большое количество картин с обнаженными, не подкрепленных сюжетной линией, а только стремящихся к совершенству формы. Обнаженная натура входит в искусство в тот момент, когда живописцы стали настаивать на том, что их искусство интеллектуальная сфера деятельности, а не механическая [1].
В академическое обучение входит штудирование обнаженной натуры – только зная анатомические подробности, скелет, каждую мышцу и сухожилие,  можно правильно изобразить пропорции человека. В рисунке Рафаэля для фрески «Диспуты» мы видим группу обнаженных в том месте произведения, которое отведено отцам церкви. (Рис.30, 31). В конечном варианте они будут облачены в одежды, но правильность поз проверялась на обнаженных фигурах.
Еще одним изменением в 19 в стало то, что в большинстве работ изображена обнаженная женская фигура. Если мужская нагота может выразить характер, то женская – возвыситься до прекрасного [1]. Это убеждение было основано на теории спокойной уравновешенности и цельности формы.
19 в, пожалуй, как ни один другой до него, богат появлением разных направлений в области изображения обнаженной натуры. Разумеется, что предпосылки были заложены в предыдущие века. Он богат как последователями традиционных, классических/академических стилей, так и импрессионистами, и абстракционистами. Нагота представлялась и как прекрасное, и как ужасное, отталкивающее.
Примеры привести не сложно. Одним из последователей Рафаэля был Жан Огюст Доминик Энгр. Продуманные, плавные, соблазняющие линии форм его натурщиц возвращают нас к классическому стилю, их великолепие и красота сравнима с красотой божественной Венеры. Ни одной морщинки, ни одной складочки. Сложные позы гармоничны и текучи (Рис.32, 33).

 

 

Рис.30 Рис.31 Рис.32 Рис.33

 

Однако не все художники того времени, да и последующего, видели идеал в классическом стиле. Импрессионисты Радовали глаз пышными формами и насыщенными цветами. Женщины в работах Гюстава Курбе, Огюста Ренуара максимально приближены к реальности и от этого они становятся только желаннее и женственнее (Рис. 34, 35). Но в то же время Курбе знаменит скандальной картиной “Рождение мира” (Рис.36). Такое не многие художники могли себе позволит: нарушить не только этические нормы, показав крупным планом самое сокровенное, но и религиозные устои.

 

Рис.34 Рис.35 Рис.36 Рис.37

 

Но были и более ярые противники прекрасных форм. Одним из самых знаменитых абстракционистов является Пабло Пикассо. Его не прельщал путь совершенствования идеала женской красоты через форму, настроение. Он пытался доказать, что красота может быть совершенно непропорциональной. Первый шаг ему помогло сделать искусство негритянской расы. Совершенно чуждые, кубические пропорции обнаженных тел заинтересовали художника и несколько лет своего творчества он посвятил этому направлению (Рис.38). Но все же это были человеческие фигуры, хотя и гротескные. В дальнейшем Пикассо пошел дальше – ему уже не нужны были тела, только размытые, словно амебы призрачные персонажи (Рис.39)…
К счастью, далеко не все художники видят прекрасное в таком диком искажении форм. Многие академики и мастера салона в 19 в. обращались к теме обнаженной натуры. Кто то в большей степени, кто то в меньшей. Натуралистический подход привел к появлению жанровых зарисовок, порой романтичных, а порой несколько вульгарных. Но вульгарность оценивается с точки зрения текущего времени. В прошлом она могла быть естественной нормой жизни, а в будущем может станет запретным табу. В работах замечательного портретиста К. Маковского проскакивают несколько работ с обнаженными натурщицами. Одна из них, Обнаженная в сапогах (Рис.37), находится на грани приличия и пошлости, опять же повторюсь, с современной точки зрения.
Но что можно сказать о художниках, которые пытались показать красоту от противного. Их работы страшны, ужасны, но в то же время тоже имеют право на свое место в истории искусства. Примером могут служить зарисовки Дега, Жоржа Руо. Не принимая фальшь в академической живописи, они искали правду женского образа в борделях среди проституток (Рис.40, 41).

 

Рис.38 Рис.39 Рис.40 Рис.41

 

Именно в это время, с появлением фотографии, родился новый жанр – ню. Многие художники того времени заинтересовались новым инструментом и его возможностями. Скромные возможности аппаратуры тех лет вносили многочисленные ограничения при эксплуатации, но тем не менее появились фотографии пейзажей, портретов, обнаженная натура.
Фотография тех лет сильно отличается от современной. И вопрос тут не только в технике. Большинство фотографов того времени имели за плечами художественное образование и композиция фотографии строилась на тех же принципах, что и живопись. В портретной фотографии особенно хочется отметить ту непосредственность, с которой модели позируют. Возможно некоторую наивность.
Далеко не все старинные фотографии имеют художественную ценность, которую им приписывают. Качественные техничные снимки. Многие из них являются рядовыми карточками, и только возраст спасает их от мусорной корзины. Ну и разумеется, родственные связи, если на ней запечатлен Ваш предок.
Но среди массы выцветших карточек встречаются и настоящие произведения искусства. (Рис.42-45). К сожалению установить авторство не всегда удается. Обнаженная натура на их работах максимально пластичны и напоминает картины академиков. Впервые модели начинают открыто демонстрировать красоту фигуры.

 

Рис.42 Рис.43 Рис.44 Рис.45

 

Фотография в те годы не рассматривалась как искусство и ее произведения носили скорее прикладной, развлекательный характер. Встречается много работ где натурщицы сидят на велосипедах, на фоне природы. Авторы на этих работах либо изучали технику фотографии или и технику и композицию (Рис. 46-49).

 

Рис.46 Рис.47 Рис.48 Рис.49

 

В те же времена появляются первые фотографии в жанре садо – мазо и игровых телесных наказаний (флягелляцию) (Рис.50-53). Художник не мог себе позволить тратить время на такие сюжеты – они бы не имели коммерческого успеха и он просто был бы банально голоден. Скорость же изготовления фотографии породила отдельную группу любителей “погорячее”.

 

Рис.50 Рис.51 Рис.52 Рис.53

 

Не обошла первая фотография и порнографический жанр. Конечно картинки были не такие откровенные как сейчас, но уже имели эротический подтекст. Обычно на них изображены обнаженные мужчина и женщина в разных позах, подразумевающих последующие сексуальные действия, но самого проникновения не было.

 

 

Глава 4. 20 - начало 21 века.

Искусство не живет там, где война и разруха. ХХ в был особо обилен на катастрофы: первая мировая война, революция в России, депрессия в Америке, вторая мировая война… Предметы искусства превратились в добычу, которую захватывали, грабили, разворовывали…
Когда нет спроса на искусство, им занимаются только энтузиасты. Некоторые из них были гениальны, некоторые посредственны. Но передача секретов и мастерства от мастера к ученикам оказалась сильно нарушена.
Развитие технологий также негативно сказалось на искусстве. Массовость тиражей и скорость их изготовления потребовала так же быстро создавать изображения для публикаций. И это сильно сказалось на качестве. Появилось новое искусство - массовое. К сожалению эта массовость оказала негативное воздействие на зрителя.
Одним из первых массовых направлений в ню стал пин ап. В переводе – прикрепленный.
Его рождение относят к концу 19 в., но в том смысле, в котором мы его понимаем сейчас, он появился в 30…40 годах 20в. в Америке. Сначала это были фривольные картинки пикантных ситуаций, связанных с конфузом героини, таких как приподнятая ветром юбка или упавшие трусики. Со временем героини начали изображаться топлесс, а к 40 годам и полностью обнаженными (Рис.54,55).

 

Рис.54 Рис.55 Рис.56 Рис.57

 

Данный вид искусства не требовал понимания живописи и был доступен широким массам. Во время войны нередки случаи использования изображений пинапа на единицах боевой техники (Рис.58-61). Про его распространение в американских войсках можно даже не упоминать.
Модели пинапа становились секс символами своего времени. Но любая идея переживает свое рождение, пик и спад… Откровенность фотографий привела к разделению изобразительной продукции по половому признаку. Появились журналы ориентированные исключительно на мужчин.

 

Рис.58 Рис.59 Рис.60 Рис.61

 

Никакой особой революции или художественного прорыва в эротической продукции с середины 20 в до начала 21 в не произошло. Фото становились более откровенными (Рис.56,57). Большинство потребителей таких изданий являются не ценителями красоты, а потребителями животного инстинкта. Такие схавают все, “лишь бы сиськи да задницы были побольше, а письки повиднее”. За примером далеко ходить не надо – до ближайшего ларька печатной продукции.
Всемирно известных авторов работающих в художественном ню можно перечислить по пальцам: Струан, Ньютон, Саудек…

Современные авторы идут разными путями. Вернее путь то один, который ведет к совершенству, и каждый сам выбирает где на нем остановится. Разные направления.
Самое простое, как сказал один из учителей академии классической фотографии, – “говеная обнаженка”. Человеку не важны художественные аспекты фотографии, главное добраться до голого (в данном контексте подчеркиваю – ГОЛОГО) тела. Ошибочно такой “фотограф” считает, что одного обнажения достаточно для привлекательности. Именно такими картинками забито процентов 70…90 пространства интернета. Особый подкласс таких мастеров – “дрочеры”, как их называют модели. Им даже тело не интересно, а только то, что между ног. Моделям говорят, что снимки делаются в частные коллекции, но не редко такие фото всплывают на различных форумах и сайтах.
Следующая ступень – фотографии в стиле плейбой. Красивая девушка, красивый интерьер или пейзаж, техническое качество не ниже среднего. Никакого замысла и смысла. Просто блестящая глянцевая картинка. Пройти эту ступень достаточно проблематично. Эроические журналы привили этот “идеал красоты”, неискушенный зритель положительно оценивает работы, самому нравится… Зачем еще куда то двигаться? Так и снимают эти авторы разных моделей в разных интерьерах. И в этом случае утверждение, что успех фотографии на 99% зависит от красоты девушки абсолютно справедливо.

Если автору все же удалось сдвинуться с этой ступени, значит он перешел в область творчества. Это совсем не значит, что его выбор будет правильным, что его работы оценят по достоинству и они займут достойное место в истории фотографии. Но по крайней мере он вырвется из мира серости рядовых картинок.
Просмотры фотосайтов позволяют выявить несколько направлений:
- Эпатаж;
- Эмоциональное ню;
- Работа с формой;
- Работа с геометрией:
- Компьютерное искусство.

Разумеется, правильный свет, как основной инструмент фотографии, должен безупречно соответствовать задумке автора. Какие либо сомнения или недочеты в постановке света сводят на нет самую выверенную композицию и выстроенную компоновку.

Эпатаж был всегда. Очень велико желание прославиться с минимумом усилий. Переступи этическую черту и черный пиар, как минимум тебе обеспечен. Вот и снимают сюжеты с проститутками,  эротические игры с различными предметами, садо – мазо, бдсм… Первопроходец снимает сливки. Талантливый фотограф впоследствии может довести идею до совершенства. Но через некоторое время идея становится не новой и последователи вынуждены идти дальше в наступление на границы этики. К сожалению даже единичное нарушение этих границ ведет к растлению морали. Если работа так обсуждается – может быть мы что то не понимаем. А вдруг это правильно? Со своими комплексами надо бороться. И далеко не каждый может грамотно отделить свои комплексы от дешевого раскрученного  эпатажа.

Эмоциональные проявления появилось практически сразу с появлением жанра “Ню”, но до последнего времени встречалось достаточно редко, поскольку требует не только профессионализма фотографа, но и артистизма модели, замысла фотографии. Такие работы скорее удача, нежели запланированный результат.  Сейчас я говорю о проявлении естественных, человеческих чувств. Несколько эмоциональных работ можно найти у Яна Саудека в его раннем творчестве (Рис. 62, 63). В позднем, он к сожалению перешел на грань эпатажа, а может быть кича, снимая полных моделей и уродуя их обработкой. Он одним из первых заложил направление эмоциональных проявлений, которое активно используется в настоящее время (Рис. 64, 65) .

 

Рис.62 Рис.63 Рис.64 Рис.65

 

Сейчас эмоции, в основном, отображаются агрессивными широко раскрытыми ртами в животном крике, летящими слюнями, искаженными позами. Одним из наиболее ярких фотографов, работающих в этом направлении в России, является Андрей Разумовский. У него уже появляются многочисленные последователи. Но на мой взгляд – такие работы проходящие. Сейчас они в моде, но со временем просто забудутся.
В то же время есть авторы, которые снимают шедевральные работы, с точки зрения проявления эмоций. Андрей Амбросевич, Александр Федоров, Андрей Душко, Рудольф Картелин… Невозможно перечислить все имена, которые появляются на просторах интернета. Да и отследить их не просто – как я уже говорил, таких работ не может быть много. И просматривая средненький альбом какого либо автора, вдруг натыкаешься на произведение искусства.

Работа с формой одно из наиболее распространенных направлений в “Ню”. Оно привлекательно тем, что здесь практически все зависит от фотографа, и ограничителем верхнего предела является его мастерство. Фотограф ищет модель с нужными формами и гибкостью, ставит свет и снимает. Вениамин Скородумов, Yan McLine, Сергей Близнецов, Graff, Sergey P. Iron…
Кто то снимает в классических выверенных позах. Кто то ищет новые. Зачастую во время этих поисков женское тело неузнаваемо трансформируется. Возвышение женской фигуры до прекрасного, одно из убеждений 19 века, стало терять свою актуальность. Автор старается создать замысловатый клубок линий, изгибы, по котором движется взгляд. И иногда это удается. Красота проходит очередную трансформацию.

Геометрическое “Ню” является разновидностью работы с формой, но подчиняется строгим геометрическим законам – или модель ставится в симметричную геометрическую позу, либо элементы фона создают геометрические формы в которые вписана обнаженная модель. На вскидку могу назвать пару фотографов, которые работают с геометрией – Илья Рашап и Michael Ezra. Съемка частей тела тоже может создавать интересную геометрию: выпуклость груди, изгиб поясницы, округлости ягодиц… Порой автор находит такой ракурс, что приходится долго рассматривать работу, пытаясь понять, что же там снято.

Компьютерное искусство – это новый вид искусства, появившийся в наш технологический век. В каком то смысле, фотография в нем начинает сливаться с живописью. Возможность исправить недочеты фотографии и добавить в нее что то новое оказалась весьма и весьма заманчивой. Но еще интереснее выглядит возможность перенести персонажа в фантастический мир. Разумеется, можно потратить на создании обстановки n – ое количество десятков тысяч рублей (а может и баксов) и несколько дней (недель) и снимать реальное фото. А можно арендовать обычную студию, снять модель, а фон нарисовать в компьютере. Каждый выбирает по своим возможностям и желаниям… На фотосайтах встречается один автор, который с завидным постоянством создает шедевры компьютерной обработки – Анна Сирень…

 

Эта статья не претендует на глубокий разбор направления “Ню” в искусстве. В ней только тезисно рассмотрены ключевые моменты этого направления. То, что сегодня называется профессиональным, далеко не всегда является художественным произведением искусства.
Когда я начинал работать в жанре “Ню”, я пытался ориентироваться на фотографии из журналов для мужчин. Это было ошибкой. Но мне повезло. Один знакомый искусствовед, Илья Бобылев, порекомендовал прочитать книгу Кеннета Кларка “Нагота в искусстве”. В ней я нашел очень много ответов на свои вопросы. Для тех кто заинтересовался этой темой – очень рекомендую.

         Среди современных авторов есть талантливые фотографы, у которых есть чему поучиться. Некоторых я перечислил в последней главе. Далеко не всех. Возможно кто то снимает гораздо лучше, а кто то тешит себя самолюбием, что не хуже. Смотрите, оценивайте. Только помните одно: “Ню” – это всегда акцент на красоте тела, его формы. Его созерцание приносит эстетическое, а не физиологическое наслаждение.

 

Конец.

 

Литература:

1 – Кеннет Кларк “Нагота в искусстве”.

 

 

Все фотографии и тексты, представленные на сайте, являются собственностью А. Морковкина и защищены законом "Об авторском праве". Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях, а также любая обработка без моего письменного разрешения ЗАПРЕЩЕНЫ! В случае размещения работ в интернете обязательна обратная активная ссылка на мой сайт.

 
© 2007-2012 Морковкин А.В.
Все права защищены
Версия 4.0 от 31.01.2012

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 ТОП Фотосайтов